Джеймс Джордж Фрэзер
Труды Психеи:
лекция о влиянии суеверий на развитие институтов.

перевел mikev
Предисловие
I. Введение
II. Государственная власть
III. Частная собственность
IV. Брак
V. Уважение к человеческой жизни
VI. Заключение
VI.Заключение
Резюмирую этот небольшой обзор влияния суеверий на развитие институтов. Считаю, что я доказал или хотя бы сделал правдоподобным следующее:

I. У определенных народов в определенные эпохи суеверия укрепляли уважение к государственной власти, в особенности монархической, и таким образом способствовали утверждению и поддержанию общественного порядка.
II. У определенных народов в определенные эпохи суеверия укрепляли уважение к частной собственности и таким образом давали гарантии обладания ею.
III. У определенных народов в определенные эпохи суеверия укрепляли уважение к браку и таким образом способствовали более строгому соблюдению правил половой морали и женатыми, и холостыми.
IV. У определенных народов в определенные эпохи суеверия укрепляли уважение к человеческой жизни и таким образом способствовали личной безопасности.

Но государственная власть, частная собственность, брак и уважение к человеческой жизни - это столпы, на которых покоится вся структура гражданского общества. Сотрясая их, вы сотрясаете все общество до его основания. А если и государственная власть, и частная собственность, и брак, и уважение к человеческой жизни полезны и необходимы для самого существования гражданского общества, значит, укрепив их, суеверия оказали великую службу человечеству. Они снабдили массы мотивами, хотя и ложными, но мотивами для правильных действий. И несомненно лучше, много лучше для мира, когда люди совершают правильные поступки из ложных побуждений, чем если бы они творили зло с благими намерениями. Общество заботит поведение, а не убеждения: если наши действия добры и справедливы, остальных ничуть не касаются наши взгляды. Ложные убеждения опасны (и это самая серьезная их опасность) тем, что они ведут к неправильным действиям, поэтому они, бесспорно, большое зло, и нужно приложить все усилия, чтобы исправить их. Но из двух зол вредное действие само по себе бесконечно хуже, чем ложные убеждения. Все религиозные и философские системы, которые придают истинным мнениям значение бо́льшее, чем справедливым действиям, которые ставят догматизм выше добродетели, крайне аморальны и пагубны для лучших интересов человечества. Они переворачивают с ног на голову относительную значимость мыслей и действий, их реальную этическую ценность, ибо то, что мы делаем, а не то, что мы думаем, полезно или бесполезно, благотворно или вредоносно для наших собратьев. Суеверия как основа ложных взглядов, действительно, на практике являются самым опасным ориентиром, и вред они причинили неисчислимый. Но как бы ни был громаден этот вред, мы не должны закрывать глаза на пользу, которую принесли суеверия обществу, наделив невежественных, слабых и глупых, как бы дурны они ни были, мотивами для хорошего поведения. Это соломинка, тонкая соломинка, но она поддержала многих заблудших братьев, которые, не будь ее, споткнулись бы и упали. Это свет, тусклый мерцающий свет, который увлек многих моряков на скалы, но все же вывел множество скитальцев по морю жизненных горестей в гавань покоя и мира. И если корабль миновал входной маяк и вошел в порт, уже не слишком важно, как вел судно лоцман: по звездам или по блуждающим огонькам.

Вот, леди и джентльмены, моя речь в защиту Суеверия. Возможно, она побудит смягчить приговор, который будет вынесен этому убеленному сединами преступнику, когда он предстанет перед судебным барьером. Даже не сомневаюсь, что приговором будет смерть. Но он не будет исполнен в наше время. Преступнику предоставлена длинная, длинная отсрочка. И я этим вечером выступал перед вами как адвокат, а не как палач. В Афинах дела об убийстве рассматривались ареопагом под покровом ночи [205], и уже ночью я закончил выступление в защиту сил тьмы. Но уже поздно, и я вместе со своим зловещим клиентом должен исчезнуть до того, как закричит петух и утро забрезжит на востоке.

[205] Lucian, Hermotimus, 64, κατὰ τοὺς Ἀρεοπαγίτας αὐτὸ ποιοῦντα: οἳ ἐν νυκτὶ καὶ σκότῳ δικάζουσιν, ὡς μὴ εἰς τοὺς λέγοντας ἀλλ᾽ εἰς τὰ λεγόμενα ἀποβλέποιεν: id., De domo, 18, εἰ μὴ τύχοι τις παντελῶς τυφλὸς ὢν ἢ ἐν νυκτὶ ὥσπερ ἡ ἐξ Ἀρείου πάγου βουλὴ ποιοῖτο τὴν ἀκρόασιν

V. Уважение к человеческой жизни Оглавление  

Все права защищены могущественными духами и безжалостными призраками. Полное или частичное копирование материалов без моего согласия запрещено и навлечет на голову нарушителя страшные кары: сухотку, чесотку, лихорадку и DOS-атаку, он будет терпеть невыносимые страдания от червей и вирусов. Жена уйдет или, наоборот, останется. Крыжовник засохнет, банк разорится, бензин закончится и больше уж не начнется. Налоговый вычет не вычтется, а семикратно прибавится.
Но цитировать можно, если мало и осторожно.
10 декабря 2010 г.