Джеймс Джордж Фрэзер
Труды Психеи:
лекция о влиянии суеверий на развитие институтов.
перевел mikev
|
Предисловие I. Введение II. Государственная власть III. Частная собственность IV. Брак V. Уважение к человеческой жизни VI. Заключение |
IV. Брак | |
---|---|
Перехожу теперь к моему третьему утверждению, утверждению о том, что у определенных народов в определенные эпохи суеверия укрепляли уважение к браку и таким образом способствовали более строгому соблюдению правил половой морали и женатыми, и холостыми. Я надеюсь продемонстрировать его истинность на следующих примерах. |
|
|
|
Бирманские карены считают, что "супружеская неверность, или прелюбодеяние, сильно вредят посевам. Так, если в деревне в течение года или двух плохой урожай и засуха, причину этого ищут в тайных грехах подобного рода и говорят, что Бог небес и земли разгневался. Тогда все селяне приносят совместные жертвы, чтобы его умилостивить". А когда факт неверности или прелюбодеяния всплывает на свет, "старейшины решают, что грешники должны купить свинью и убить ее. Женщина берет одну свиную ногу, мужчина берет другую, вместе они выкапывают этими копытами яму, и наполняют ее свиной кровью. Затем они роют землю руками и молят: "Бог небес и земли, Бог гор и холмов, я погубил плодородие этой земли. Не гневайся на меня, не отвергай меня, но яви милость ко мне, сжалься надо мной. Я исправляю горы, излечиваю холмы, потоки и земли. Пусть больше не будет неурожая, бесплодных трудов и неудач на моей земле. Пусть они скроются за горизонтом. Сделай рисовые поля плодородными и изобильными. Пусть растения расцветут. Если мы мало работаем на земле, все-таки дай нам хотя бы немного". Произнеся эту молитву, они возвращались домой и сообщали, что исправили землю".[75] Итак, согласно представлениям каренов, неверность и прелюбодеяние - не просто преступление против нравственности, которое никого не касается кроме самих грешников и их семей. Они физически воздействуют на природу, портят почву и губят ее плодородие. Следовательно, это преступления против общества, которые угрожают самому его существованию, подрубая под корень источники его пропитания. Но физический вред, который эти проступки причинили почве, можно исправить, напитав ее свиной кровью. |
Карены - группа народов на юге и юго-востоке Мьянмы и северо-западе Таиланда.
Wikipedia(Ru) |
[75] Rev. F. Mason, D.D.,"On Dwellings. Works of Art, Laws, etc., of the Karens," Journal of the Asiatic Society of Bengal, New Series, xxxvii. (1868) part ii. No. 3, pp. 147 sq. Compare A. R. McMahon, The Karens of the Golden Chersmiese (London, 1876), pp. 334 sq. |
|
Некоторые племена Ассама сходным способом прослеживают связь между урожаями и сексуальным поведением. Они верят, что пока урожай не убран, малейшая распущенность может его погубить. [76] Жители холмов по соседству с бенгальским городом Раджамал считают, что необнаруженный и неискупленный адюльтер подвергает деревню угрозе чумы, свирепых тигров и других диких зверей. Как правило, чтобы предотвратить эти бедствия, прелюбодейка во всем чистосердечно признаётся; а ее любовник должен добыть свинью, оба они обрызгивают себя свиной кровью, которая якобы смывает с них грех и отвращает гнев богов. Если деревня страдает от чумы или разорения дикими зверьми, люди истово верят, что бедствия суть наказание за тайную безнравственность, и они прибегают к необычной форме гадания, чтобы обнаружить преступника, и чтобы преступление можно было должным образом искупить. [77] Ассамские кхаси делятся на экзогамные кланы. Это означает, что мужчина не может жениться на женщине из своего клана. Если мужчина будет уличен в сожительстве с женщиной из своего клана, это рассматривается как инцест и якобы вызывает страшные несчастья: люди могут убиты молнией, разорваны тиграми, женщины будут умирать от родов и т.д. Сородичи по клану ведут изобличенную пару к жрецу и заставляют принести в жертву свинью и козла, после чего их отправляют в изгнание, ибо их проступок непростителен. [78] Раглай , дикое племя в горах Аннама , также полагают, за беззаконную любовь наказывают тигры, пожирающие грешников. Если девушка забеременеет, ее семья приносит обильную жертву свиней, птицы и вина, чтобы умилостивить оскорбленных духов. [79] |
Раджамал, Раджмахал - древний город на территории индийской Бенгалии, на берегуу Инда
ссылка
Кхаси - народ, основное население штата Мегхалая (Индия). Общая численность около 1 млн человек. Антропологически - южные монголоиды с некоторыми веддоидными чертами.
Wikipedia(Ru)
Раглай - народ группы горных тямов, проживающий на территории Вьетнама, в основном на юге страны, на горных плато.
Wikipedia(Ru)
Аннам (Протекторат Аннам, также Центральный Вьетнам) - область, занимавшая самую узкую центральную часть современной республики Вьетнам в период французской колонизации Индокитая.
Wikipedia(Ru) |
[76] T. C. Hodson, "The Genna amongst the Tribes of Assam," Journal of the Anthropological Institute, xxxvi. (1906) p. 94. |
|
На острове Суматра батаки считают, что если незамужняя женщина беременна, она немедленно должна быть выдана замуж даже за мужчину более низкого положения. В противном случае люди будут растерзаны тиграми, а посевы не будут обильны. Они считают, что неверность замужней женщины вызывает нашествие тигров, крокодилов и других диких зверей. По их мнению, кровосмешение может уничтожить весь урожай, если зло не будет сразу же исправлено. Эпидемии и другие бедствия, которые вредят всему народу, почти всегда объясняют инцестом, а инцестом считают любой брак, противоречащий их обычаям.[80] |
Батаки - один из народов Индонезии. Обитают в основном в районе озера Тоба на севере острова Суматра.
Wikipedia(Ru) |
[80] J. B. Neumann, "Het Paneen Bila-stroomgebied op het eiland Sumatra," Tijdschrift van het Nederlandsch Aaarilrykshundig- Genootschaf, Tweede Serie, dl. iii., afdeeling, meer uitgebreide artikelen. No. 3 (Amsterdam, 1886), pp. 514 sq.; M. Joustra, "Het leven, de zeden en gewoonten der Bataks," Mededeelingen van wege het Nederlandsche Zendelinggenootschaf, xlvi. (1902) p. 411. |
|
Подобные взгляды господствуют у многих племен на Борнео. Как свидетельствует архидьякон Перхем, у морских даяков "безнравственность среди несостоящих в браке людей считается причиной ливней, ниспосланных в качестве наказания Петарой . Она может быть искуплена только жертвоприношением и наказанием виновных. В церемонии, которая иногда проводится для достижения хорошей погоды, ливни представляются результатом безнравственного поведения двух молодых людей. От того, что Петару умилостивят, а преступников изгонят из их домов, ненастье якобы прекращается. Всякая местность, затронутая адюльтером, считается проклятой богами до тех пор, пока не будут принесены необходимые жертвы." [81] Если дождь льет день за днем, и урожай гниет на полях, даяки заключают, что кто-то тайно предается похоти. Тогда старейшины на общем совещании выносят приговор по всем случаям инцеста и бигамии и очищают землю при помощи свиной крови, которая имеет у этих дикарей то же значение, что и баранья кровь у древних евреев, а именно обладает ценным свойством искупать моральную вину. Еще не так давно преступники, чья похоть подвергала опасности всю страну, наказывались смертью или, по меньшей мере, рабством. Виновная пара направляется на берег, наполняет небольшой кувшинчик своими украшениями и пускает в реку; или же вместо кувшина они бросают в реку сечку и тарелку. Затем у реки приносят в жертву свинью, а ее тушу, выпустив кровь, пускают вслед за кувшином. Затем виновную пару товарищи сталкивают в воду и заставляют искупаться вместе. И наконец, трубку бамбука наполняют свиной кровью, и пара обходит всю местность и все поселения, обрызгивая кровью почву. После этого они имеют право пожениться. Все это делалось, как говорят, в интересах всей страны, чтобы урожай риса не погиб из-за родственного брака. [82] Также сообщают, что сибуяу, племя даяков из Саравака, весьма трепетно относятся к чести своих дочерей, поскольку считают, что беременная незамужняя девушка является оскорблением высших сил, которые вместо наказания виновных карают все племя, насылая на него несчастья. Поэтому, когда подобное преступление обнаруживается, они наказывают любовников и приносят в жертву свинью, чтобы умилостивить разгневанные силы и отвратить болезни и другие грядущие несчастья. Кроме того, они накладывают наказания на семьи виновников за любого утопленника или любой несчастный случай, который мог произойти за месяц до обряда очищения, ибо они считают семьи виновников ответственными за эти беды. За смертельные и другие серьезные происшествия накладывают тяжелые наказания; а если ущерб меньше, то и наказание легче. Страшась этих наказаний, родители бдительно следят за поведением своих дочерей. У даяков, живущих на реке Батанг Лупар девичье целомудрие охраняется не столь строго, но когда обнаруживается легкомысленное поведение девушки из приличной семьи, то чтобы смыть грех, приносят в жертву свинью и ее кровью обрызгивают двери. [83] Горные даяки Борнео не терпят инцеста и не допускают брака даже между кузенами. В 1846 году даяки-баддаты жаловались мистеру Хью Лоу на то, что один из их вождей разрушил мир и процветание деревни, женившись на собственной внучке. После этого несчастья, якобы, ни один ясный день не посетил той местности, безраздельно господствовали ненастье и мрак, и если бы позорное пятно не было бы смыто, племя вскоре бы погибло. Старый греховодник был лишен статуса вождя, но, вероятно, смог сохранить жену, а домашние ссоры между этими столь неподходящими друг другу супругами весьма докучали добродетельным поселянам. [84] |
Джон Перхем (1844-1928) - ученый и миссионер на Борнео, в 1891-1901 - архидьякон Сингапура
Петара - в мифологии ибанов Саравака демиург, повелитель верхнего мира.
Мифы народов мира
Hugh Low (1824 - 1905) - британский колониальный администратор и натуралист.
Wikipedia(En) |
[81] Rev. J. Perham, "Petara, or Sea Dyak Gods," Journal of the Straits Branch of the Royal Asiatic Society, No. 8, December 1881, p. 150; H. Ling Roth, The Natives of Sarawak and British Borneo (London, 1896), i. 180. Петара - общее название божества у даяков. По общему мнению, существует много петара, и каждый человек имеет своего собственного. Слово восходит к санскриту и имеет общую этимологию со словом "аватар", даяки систематически заменяют "п" и "б" на "в". See Rev. J. Perham, op. cit. pp. 133 sqq.; H. Ling Roth's Natives of Sarawak and British Borneo, i. 168 sqq. |
|
Бахау, другое племя из центральной части Борнео, считают, что прелюбодеяние наказуемо духами, которые карают все племя неурожаем и другими несчастьями. Чтобы отвести его дурные последствия от невиновных членов племени, сначала обоих виновников со всем их имуществом отправляют на каменистую отмель посередине реки, чтобы отделить, или, пользуясь языком электриков, изолировать их и таким образом предотвратить распространение нравственной, или скорее физической, заразы. Затем забивают свиней и птицу, и жрица мажет ею имущество провинившихся, дезинфицируя его таким образом. Наконец, их сажают на плот и, снабдив шестнадцатью яйцами, пускают вниз по реке. Они могут спастись, бросившись в воду и доплыв до берега. Этот обычай представляет собой, по-видимому, смягченный вариант прежней казни через утопление, ибо и теперь молодые соплеменники осыплют мокрую и опозоренную пару тростинками, символизирующими дротики. [85] Точно так же некоторые племена даяков наказывали инцест, привязывая мужчину и женщину к отдельным корзинам, нагруженным камнями, которые затем сбрасывали в воду. Под инцестом они понимали сожительство родителей с детьми, братьев и сестер, дядьев и теток с племянниками. Живший там голландец с трудом спас жизнь дяди и племянницы, лишь добившись их высылки на другой конец Борнео.[86] Другое племя внутреннего Борнео, кайяны, живущие на реке Блу-у, верят, что за любовную связь неженатой пары духи наказывают плохими урожаями, низкими уловами и неудачами на охоте. Поэтому преступники должны смягчить гнев духов жертвой свиньи и риса. [87] В Пасере, районе Восточного Борнео, полагают, что инцест навлекает на страну смерть, эпидемии и прочие несчастья. [88] На острове Серам мужчина, уличенный в пороке, должен был намазать все дома в деревне свиной и птичьей кровью: это якобы искупало его вину и отводило от селения беды. |
Блу-у - приток реки Махакам в восточной часть о. Калимантан
|
[85] A. W. Nieuwenhuis, Quer durch Borneo (Leyden, 1904-1907), i. 367. |
|
На юге Сулавеси у бугисов и макасаров инцест карается смертной казнью. При этом кровь виновных не должна течь на землю, поскольку считается, что кровь таких преступников осквернит почву, реки пересохнут и перестанут давать рыбу, поля и сады перестанут приносить урожаи, фрукты сгниют, скот начнет болеть, разгорятся междоусобицы, и страна испытает множество разных несчастий. Поэтому виновных казнят без пролития крови. Обычно их завязывают в мешок и топят в море. Но даже они получают в последний путь необходимую провизию: мешок риса, соль, вяленую рыбу и другие продукты, при этом не забывают о трех порциях жевательного бетеля.[90] Теперь мы, возможно, понимаем, почему римляне бросали отцеубийц в море, зашитыми в мешок вместе с собакой, петухом, змеей и обезьяной . Вероятно, они боялись осквернить землю Италии кровью таких негодяев. [91] У томори, живущих в центральной части Сулавеси, виновные в инцесте подлежат удушению. Ни капли их крови не должно упасть на землю, а иначе рис на ней больше никогда не вырастет. Связь дяди и племянницы считается у этого народа инцестом, но этот грех может быть искуплен жертвоприношением. Одежду обоих грешников кладут в медный сосуд, поливают ее кровью жертвенного животного, козла или птицы, а затем пускают плыть по реке. [92] У тололаки, другого племени с центрального Сулавеси, тех, кто запятнал себя инцестом, принято сажать в корзину и топить. Даже капля их крови не должна при этом попасть на землю, ибо это лишит ее плодородия навсегда.. [93] На острове Халмагера (другом крупном острове Малайского архипелага) местное племя галеларизе считает причиной сильных ливней противозаконную связь отца и дочерью, брата с сестрою или других близких родственников. Они полагают, что дожди лишь тогда пойдут на спад, когда об инцесте будет знать каждый. Это суеверие часто порождает обвинения (справедливые или ложные) кровных родственников в инцесте. Кроме того, этот народ полагает, что опасные явления природы, к примеру, разрушительные землетрясения или извержения вулканов, вызваны проступками того же рода. Обвиненных в этих преступлениях отвозят на остров Тернате (говорят, что раньше их часто топили по пути) или по приговору сбрасывают в вулкан. [94] На архипелаге Бангай к востоку от Сулавеси землетрясения расценивают как наказание, налагаемое злыми духами за потворство беззаконной любви. [95] |
...бросали отцеубийц в море, зашитыми в мешок вместе с собакой, петухом, змеей и обезьяной...
см. Poena cullei - Wikipedia(Ru)
Тернате - остров в Индонезии, к западу от о. Хальмахера
|
[89] A. Bastian, Indonesien, i. (Berlin, 1884) p. 144. |
|
В некоторых частях Африки также существует представление о том, что нарушения половой морали нарушают течение природных процессов, в частности влекут гибель плодов. Вероятно подобные взгляды распространены там гораздо шире, чем позволяют судить имеющиеся у нас скудные и фрагментарные свидетельства. Так негры Лоанго в Западной Африке полагают, что за сношения мужчины с несозревшей девушкой бог наказывает засухой и голодом, длящимися до тех пор, пока грешники не станцуют обнаженными в присутствии короля и народного собрания, перед которыми виновников прогоняют, закидывая раскаленными камнями и осколками стекла. Дожди в этих краях должны выпадать в сентябре, но в 1898 году была долгая засуха, и, когда уже декабрь подошел к концу, выжженные солнцем бесплодные стебли кукурузы только шелестели сухими листьями на ветру, бобы лежали на земле сморщенные и черные, а ростки батата уже давно распустились и завяли. Люди проклинали своих правителей за небрежение долгом перед силами земли. Жрецы в священных рощах прибегли к гаданию и выяснили, что бог сердится на страну из-за безнравственного поведения неких неизвестных персон, не соблюдающих обычаев и законов бога и страны. Старый дряхлый король сбежал, но оставшийся в его покоях раб, действуя как регент, сообщил вождям, что в их селениях есть люди, вызвавшие божий гнев. Тогда все вожди созвали своих подданных, опросили их и выяснили, что три девушки нарушили обычаи своей страны. Они понесли до того, как прошли через так называемый "дом краски", где их, раскрасив красной краской, держат некоторое время в изоляции, что знаменует собой достижение половой зрелости. Люди были обозлены и хотели наказать или даже казнить этих трех девушек. Английский автор, описавший данный эпизод, добавляет, что дождь пошел в то самое утро, когда девушки предстали перед судом. [96] Народ бавили из Лоанго разделен на тотемные кланы, и мужчины не должны вступать в брак с женщинами из клана своей матери. Бог наказывает за нарушение этого закона уменьшением количества осадков в дождливый сезон. [97] Сходные представления о губительном действии сексуальных проступков, очевидно, разделяет и народ нанди в Британской Восточной Африке. Сообщают, что когда там воин берет беременную невесту, "ее наказывают бойкотом. Ни одна из ее подруг не может ни разговаривать с нею, ни даже взглянуть на нее, пока ребенок не родится и не будет похоронен. Ее будут презирать всю оставшуюся жизнь, и она не должна заглядывать в амбар, чтобы не испортить зерно." [98] У басуто также "зерно берегут от взгляда тех, кто себя опорочил. Если помощь такого человека требуется при вывозе урожая, он держится поодаль, когда наполняют мешок, и может приблизиться к этому месту только на волах. Он удаляется, как только груз складывают в жилище, и ни при каких обстоятельствах он не может участвовать в пересыпании зерна в корзины для хранения". [99] Природа порочности, которая препятствует обращению с зерном, не раскрывается, но мы можем предположить, что похотливость попадает в эту категорию. Когда у басуто рождается ребенок, в хижине зажигают новый огонь. Его добывают трением, и совершить это должен молодой человек чистого нрава, ибо считается, что безвременная смерть ждет того, кто, потеряв невинность, станет исполнять этот священный обряд. [100] |
Басуто (суто) - народ, живущий в королевстве Лесото, прилегающих районах Южно-Африканской Республики и частично в Республике Ботсвана
Wikipedia(Ru) |
[96] Dapper, Description de l'Afrique (Amsterdam, 1686), p. 326; R. E. Dennett, At the Back of the Black Man's Mind (London, 1906), pp. 53, 67-71. |
|
Этих примеров достаточно для доказательства того, что у многих диких народов считается, что нарушение брачных законов навлекает на общину весьма серьезные общие бедствия, например уничтожение плодов земли чрезмерными ливнями или чрезмерной засухой. Следы подобных верований, видимо, можно обнаружить у цивилизованных народов античности. Например у евреев мы читаем, как Иов страстно защищал свою невинность перед Богом, заявляя, что не прелюбодействовал. "Это, - говорит он, - преступление, это - беззаконие, подлежащее суду; это - огонь, поядающий до истребления, который искоренил бы все добро мое". В этом отрывке сочетанию "добро мое" соответствует древнееврейское слово, означающее "плоды земли" [102] , и если мы придадим словам их обычный смысл, то получится, что Иов приписывает адюльтеру свойство уничтожать плоды земли, а это как раз то, во что верят многие дикари. Это толкование его слов хорошо подтверждается двумя сюжетами из Бытия, где мы видим, как Сарра, жена Авраама, была взята царем в его гарем, как после этого Бог явился царю и поразил его и дом его тяжкими ударами, особенно тем, что заключил чрево жены его и рабынь его, так что они не могли рожать. И это продолжалось до тех пор, пока царь не обнаружил свой грех, не покаялся в нем, и Авраам не вымолил у Бога для него прощения, чтобы вернуть царским женщинам их плодовитость.[103] Эти сюжеты, похоже, предполагают, что прелюбодеяние, даже совершенное по невежеству, является причиной несчастий, и, в частности, женского бесплодия. В книге Левит после длинного списка сексуальных преступлений, мы видим [104] : "Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней". Похоже, в этом сюжете предполагается, что сама земля каким-то образом подвергается воздействию сексуальных преступников, так что больше не может носить своих обитателей. По-видимому, древние греки имели сходные взгляды на губительное действие кровосмешения, поскольку, согласно Софоклу, земля Фив страдала от упадка, мора, бесплодия и женщин, и скота, страдала под властью Эдипа, который неумышленно умертвил своего отца и женился на своей матери. Страна обезлюдела. Дельфийский оракул объявил, что единственный способ вернуть благоденствие - это изгнать грешника. [105] Без сомнения и поэт, и его слушатели приписывали эти общие бедствия отчасти греху отцеубийства, который падал на Эдипа, но, вероятно, они возлагали на него большую часть ответственности также и за кровосмесительную связь с матерью. В правление императора Клавдия одного патриция обвинили в кровосмесительной связи с сестрой. Он совершил самоубийство, его сестра была изгнана, а император приказал совершить некие древние обряды, восходящие к законам царя Сервия Туллия , и это очищение должно было быть произведено в священной роще Дианы. [106] Поскольку Диана считается богиней плодородия вообще и женской плодовитости, в частности, [107] очищение от инцеста, совершенное в ее святилище, наверно можно считать свидетельством в пользу того, что римляне, как и другие народы, приписывали половой безнравственности способность губить плоды как земли, так и чрева. Согласно древней ирландской легенде, Манстер в третьем веке был поражен неурожаем и другими несчастьями. Когда знать разобралась в ситуации, выяснилось, что эти напасти являются следствием кровосмешения, совершенного королем с его сестрой. Чтобы прекратить бедствия, потребовали выдать на сожжение двух сыновей короля, рожденных в нечестивом сожительстве, а их пепел выбросили в бегущий поток.[108] |
"добро мое" - в английском тексте - "increase"
"была взята царем" - Авимелехом
Сервий Туллий (Servius Tullius) - согласно римскому преданию, шестой (первым был Ромул) царь Древнего Рима в 578-535 г. до н. э.
Wikipedia(Ru)
Манстер (англ. Munster, ирл. An Mhumhain) - историческая провинция на юге Ирландии.
Wikipedia(Ru) |
[101] Job xxxi. 11 sq. (Revised Version). |
|
Итак, ясно, что по мнению многих народов нарушения сексуального поведения людей, женатых и неженатых, являются не только нарушениями нравственности, затрагивающими лишь несколько непосредственно вовлеченных лиц, а подвергают опасностям и бедствиям весь народ как прямо через магическое влияние, так и косвенно из-за гнева богов, вызванного этими отвратительными действиями. Мало того, часто предполагается, что они наносят удар по самому существованию общины, поскольку губят плоды земли, уничтожая источники пропитания. Где бы ни господствовали суеверия, ясно, что там общественное мнение и общественное правосудие судят сексуальные проступки куда строже, чем там, где, как в цивилизованных странах, их рассматривают как мелкие проступки скорее частного, чем общественного характера, скорее как грехи, чем как преступления, и которые угрожают вечному блаженству индивидуального грешника в загробной жизни, а не бреннму благополучию невиновного сообщества в целом. И наоборот, там, где мы находим, что кровосмешение, неверность, прелюбодеяние рассматриваются обществом с особой строгостью, мы можем обоснованно заключить, что исходным мотивом для такого подхода было суеверие. Другими словами, если племена и нации, не довольствуясь отмщением за эти преступления от потерпевшей стороны, сами наказывали их с исключительной строгостью, причиной для этого, вероятно, было убеждение в том, что подобные проступки нарушают ход природных процессов и, тем самым, создают угрозу для всего народа, который поэтому должен защитить себя, обезвредив и, при необходимости, уничтожив преступников. Это может объяснить, например, почему индийские законы Ману требуют, чтобы прелюбодейка была растерзана собаками в общественном месте, а прелюбодей зажарен на раскаленной железной кровати; [109] почему по вавилонским законам Хаммурапи обоих прелюбодеев душили и бросали в реку; почему по тем же законам инцест с матерью наказывали сожжением обоих преступников; [110] почему Моисеев закон приговаривал блудницу и ее любовника к смерти; [111] почему у саксов вплоть до времен святого Бонифация девушку, опозорившую дом отца своего, прелюбодейку, заставляли повеситься и сжигали (а ее любовника подвешивали над пылающим костром), или же бичевали, или же все женщины деревни изрубали ее на кусочки ножами. [112] У нанди в Британской Восточной Африке "инцест, сношения с мачехой, падчерицей, кузиной или другой близкой родственницей карались так называемым инджокетом. Толпа народа собиралась вокруг дома преступника, которого вытаскивали оттуда. Наказание исполнялось женщинами, и все они, молодые и старые, при этом раздевались. Преступника пороли, его дом и зерно уничтожали, а часть припасов реквизировали. [113] У народа баганда прелюбодеяние неизменно наказывалось смертью обоих нарушителей: сперва их подвергали страшным мучениям, чтобы вырвать признание, а затем казнили. [114] "Готтентоты, - как сообщает один старинный автор, - не допускают браков между двоюродными и троюродными кузенами. У них действует традиционное право, предписывающее, чтобы и мужчина, и женщина, находящиеся в столь близком родстве, но соединившиеся хоть в браке, хоть в блуде, были казнены через забивание палками. Этот закон, по их словам, действует уже много поколений, и они исполняют приговор немедленно, без различия богатства, власти и родства". [115] Трудно предположить, чтобы в этих и подобных им случаях общины налагали столь суровые наказания за преступления сексуального характера, если бы не считали их угрозой собственной безопасности, а не только интересам нескольких отдельных лиц. |
Бонифаций или Вонифатий (672/673 - 754) - архиепископ в Майнце, наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков, прославившийся как Апостол всех немцев.
Wikipedia(Ru)
Баганда, ганда, народ, населяющий южную Уганду.
Большая советская энциклопедия |
[109] Laws of Manu, viii. 371 sq., translated by G. Buhler, pp. 318 sq. (Sacred Books of the East, vol. xxv.). Compare Gautama, xxiii. 14 sq., translated by G. Biihier, p. 285 {Sacred Books of the East, vol. ii.). |
|
Если мы теперь зададим вопрос, почему считается, что беззаконные половые сношения нарушают равновесие в природе и, в частности, губят плоды земли, то сможем дать следующий частичный гипотетический ответ. Недостаточно сказать, что подобные сношения противны богам, которые наказывают за грехи немногих все общество без разбора. Мы должны всегда помнить, что боги есть создания воображения человека, что человека творит их по собственному подобию и наделяет их вкусами и взглядами, которые являются просто очень смутными проекциями его собственных. Таким образом, утверждая, что нечто является грехом по воле Божьей, мы только продвигаем проблему на один шаг дальше и ставим следующий вопрос, а именно, почему Бог не одобряет и наказывает именно эти конкретные действия? Для случая, которым мы здесь занимаемся, причина, из-за которой столь многие боги дикарей запрещают внебрачные связи, блуд и кровосмешение под страхом их сурового гнева, эта причина, вероятно, может быть найдена в той аналогии, которую дикари прослеживают между размножением человеческой породы и размножением животных и растений. Эта аналогия не полностью выдуманная, наоборот, она реальна и жизненна, но первобытные люди чрезмерно расширяют ее в тщетной попытке применить ее для увеличения производства продовольствия. Фактически, они воображают, что совершая некоторые сексуальные действия или воздерживаясь от них, они тем самым непосредственно способствуют воспроизводству животных и размножению растений. [116] Все эти действия и воздержания, очевидно, являются чистым суеверием и нисколько не способствуют достижению желаемого результата. Это не религиозные, но магические действия, то есть они преследуют свои цели не апеллируя к богам, но манипулируя силами природы в соответствии с ложными представлениями о физической причинности. В данном случае принцип, с помощью которого дикари добиваются размножения животных и растений - магическая симпатия или имитация: они считают, что помогают процессу размножения в природе, подражая ему или исполняя его самостоятельно. Попытки контролировать природные процессы непосредственно с помощью магических обрядов, по-видимому, предшествовали в развитии общества попыткам контролировать их косвенно, обращаясь к тщеславию и алчности, добродушию и состраданию богов, словом, магия, кажется, старше религии.[117] Действительно, у большинства народов эпоха чистой магии без примеси религии относится к столь далекому прошлому, что ее существование, как и существование наших предков-обезьян, является лишь плодом умозаключений; почти всегда в истории и повсюду в мире мы находим магию бок о бок с религией, иногда как союзницу, иногда как соперницу, порой они играют друг другу на руку, а порой проклинают, упрекают и тщетно стремятся уничтожить друг друга. В целом, низкое умственное развитие, хотя и скрыто, но тяготеет к магии, а более высокое обнаруживает тщетность ее притязаний и обращается вместо нее к религии. В результате верования и обряды, которые исходно были чисто магическими, часто с ходом времени приобретали религиозный характер; они видоизменялись в соответствии с достижениями мысли и переводились на язык богов и духов, как добрых и благодетельных, так и злых и вредоносных. Мы можем предположить, хотя и не можем доказать, что изменения подобного рода в отношении половой морали произошли в сознании многих народов. В давние времена, распространяя действительную аналогию, наверно, слишком далеко, полагали, что те отношения между полами у людей, которые по какой-то причине считались правильными и естественными, имеют тенденцию симпатически способствовать размножению животных и растений, тем самым обеспечивая общину продовольствием. И наоборот, считалось, что те половые отношения между людьми, которые оценивались как извращенные и неестественные, имеют тенденцию мешать и вредить размножению животных и растений, тем самым ухудшая обеспечение общины продовольствием. Это верование, очевидно, представляется достаточным мотивом для строгого запрета тех отношений между мужчинами и женщинами, которые признавались неподобающими, и это объясняет глубокий ужас и отвращение, с которым сексуальные нарушения рассматриваются многими, хотя, конечно, и не всеми, дикими племенами. Ибо если неподобающие половые отношения мешают размножению животных и растений, они наносят смертельный удар существованию племени, подрубая под корень обеспечение его продовольствием. Выходит, неудивительно, что какое бы сообщество ни оказалось под властью суеверий, предполагая, что половая распущенность угрожает самому его существованию, оно должно было бы жестоко расправляться с преступниками, бить, жечь, топить или иным способом уничтожать их, чтобы избавиться от столь опасной скверны. А когда в силу прогресса знаний люди начали осознавать ошибочность представлений о том, что сексуальные контакты между людьми могут повлиять на размножение животных и растений, они все равно в силу давней традиции настолько уже привыкли к мысли о нечистоте определенных половых отношений, что не могут изгнать ее из своего сознания, даже понимая ошибочность рассуждений, которые к этой мысли привели. Получается, что старый опыт выстоял, хотя старая теория пала; старинные правила половой морали продолжают соблюдаться, но чтобы к ним сохранялось общественное уважение, необходимо подвести под них новый теоретический базис. Этот базис, в соответствии с общим направлением развития мышления, обеспечивает религия. Половые отношения, некогда осужденные как извращенные и неестественные из-за того, что они якобы мешают размножению животных и растений и тем самым ухудшают обеспечение продовольствием, теперь осуждаются из-за представления о том, что они неприятны богам и духам, этим ширмам, которые дикари соорудили из поношенных одежд своих еще более диких предков. Итак, моральные обычаи сохраняются, хотя их теоретический базис переместился с магии на религию. Насколько мы можем судить, карены, даяки и другие дикари пришли таким или примерно таким путем к своим замысловатым представлениям о половой безнравственности и их следствиям, которые мы рассматривали. Но в сущности картина развития моральной теории, которую я кратко обрисовал, является чисто гипотетической и вряд ли допускает верификацию. |
|
[116] Примеры попыток способствовать размножению съедобных растений этим способом см. The Gulden Bough, Second Edition, ii. 204 sqq. Известно много меньше примеров подобных попыток помочь размножению животных. Некоторые случаи см. George Catlin, O-Kee-Pa, a Religious Ceremony and other Customs of the Mandans (London, 1867), Folium Reservatum, pp. i.-iii. (размножение буйволов); History of the. Expedition under the Command of Captains Lewis and Clark to the Sources of the Missouri (London, 1905), i. 209 sq. (размножение или приманивание буйволов); Maximilian Prinz zu Wied, Reise in das innere Nord-America (Coblentz, 1839-1841), ii. 181, 263-267 (размножение или приманивание буйволов); Reports of the Cambridge Anthropological Expedition to Torres Straits, v. (1904), p. 271 (размножение черепах); J. Roscoe, "Further Notes on the Manners and Customs of the Baganda,"Journal of the Anthropological Institute, xxxii. (1902) p. 53 (размножение съедобных зеленых кузнечиков); S. Gason, in Journal of'the Anthropological Institute, xxiv. (1895) p. 174 (размножение съедобных крыс); id. "The Dieyerie Tribe," in Native Tribes of South Australia (Adelaide, 1879), p. 280 (размножение собак и змей).. |
|
Однако даже если мы допустим, что упомянутые дикари достигли своих нынешних взглядов на сексуальную безнравственность тем путем, который я предположил, останется фундаментальный вопрос, как же они первоначально пришли к тому, чтобы некие определенные половые сношения считать аморальными? Ведь ясно, что понятие о том, что какая-то безнравственность противоречит природе, такое понятие должно быть вторичным и производным: люди должны сначала из независимых оснований заключить, что определенные отношения между мужчиной и женщиной являются извращенными и вредными, и лишь потом они могут распространить свое заключение на природу посредством ложной аналогии. Этот вопрос подводит нас лицом к лицу к наиболее глубокой и неясной проблеме истории общества, проблеме происхождения законов, которые до сих пор регулируют брак и отношения полов у цивилизованных народов, ибо, вообще говоря, основные законы, которые мы признаем в этой сфере, признавались также и дикарями с той разницей, что у дикарей сексуальные запреты часто гораздо многочисленней, ужас, вселяемый их нарушением, гораздо глубже и наказание, налагаемое на преступников, гораздо суровей. Эту проблему многократно пытались решить, но так и не смогли. Возможно, ей суждено остаться навсегда неразрешимой, как и многим загадкам этого сфинкса, которого мы называем природой. Во всяком случае, сейчас мы не можем погружаться в столь запутанные и мудреные обсуждения. Я возвращаюсь к моему непосредственному предмету. |
|
|
|
По мнению многих дикарей, половая безнравственность не только нарушает, прямо или косвенно, ход природных процессов, вызывая гибель урожая, землетрясения, извержения вулканов и т.д., но также предполагается, что и сами нарушители, и их потомство, и их невиновные супруги страдают от совершенного греха лично. Так баганда в Центральной Африке верят, что если жена, беременная от своего мужа, изменит ему, она либо умрет при родах, либо, помешавшись в рассудке, попытается убить и пожрать своего ребенка. Кроме того они полагают, что пока новорожденному еще не дали имя, измена одного из родителей, мужа или жены, приведет к смерти ребенка, если только знахарь не спасет его жизнь при помощи магического обряда. Поскольку этот народ считает смерть при родах надежным доказательством прелюбодеяния женщины, несчастного мужа, потерявшего жену, ее родственники наказывают за преступное небрежение, позволившее ей сбиться с пути с другим мужчиной и тем навлечь на себя смертельные последствия греха.[118] Еще одна идея, кажется, является общепринятой у дикарей: считается, что неверность жены мешает мужу на охоте и даже подвергает его неизбежному риску быть убитым или израненным дикими зверями. Это поверье распространено у вагого и других народов Восточной Африки, у индейцев мохо в Боливии, у алеутских охотников на каланов. Для них любая неудача, которая случается с мужем на охоте, записывается на счет неверности его жены, оставшейся дома; охотник возвращается в ярости, которую срывает на зачастую безвинном объекте своих подозрений, прибегая иногда даже к кровопролитию. [119] Когда мексиканские индейцы уичоли уходят на поиски разновидности кактуса, которую считают священной, их женщины дома должны соблюдать строгое целомудрие; в противном случае их постигнут болезни, а успех предприятия мужчин будет под угрозой. [120] Старинный автор сообщает, что, хотя женщины на Мадагаскаре весьма чувственны, они не позволяют себе любовных интрижек, когда их мужья уходят на войну, ибо они считают, что в это время неверность может привести к ранению или гибели супруга. [121] Если б только царь Давид разделял эту веру, он мог бы ограничиться одним, а не двумя преступлениями и обойтись без макиавеллевского приказа поставить оскорбленного мужа туда, где будет самое сильное сражение. [122] Зулусы считают, что неверная жена, прикоснувшись к снаряжению своего мужа, может вызвать у него смертельный приступ кашля, если только не поест перед тем специальной травы. Кроме того у зулусов "мужчине, имевшему беззаконные сношения с женой больного, запрещено его навещать; и если больна жена, то никакая женщина, совершившая прелюбодеяние с ее мужем, не должна приходить к ней. Они считают, что если этот запрет нарушить, то больной тут же покроется холодным потом и умрет. Этот запрет якобы обнаруживал неверность женщин и держал их в страхе разоблачения". [123] По той же причине, вероятно, во время болезни вождя кафров, его племя под страхом смерти должно было соблюдать строгое воздержание. [124] Видимо, существовало представление о том, что любое нарушение полового воздержания окажется смертельным для вождя из-за действия какого-то рода магической симпатии. Подобным же образом, когда верховный жрец королевства Конго, которого называли Читоме, совершал поездки по стране, все его подданные соблюдали строгое воздержание, и всякого, кто нарушал его в этот период, предавали смерти безо всякой жалости. Они полагали, что всеобщее целомудрие необходимо для сохранения жизни жреца, которого они все почитали как главу своего культа и духовного отца. Поэтому, когда он покидал дом, он старался предупредить своих верных подданных и посылал глашатая, чтобы никто не мог сослаться на незнание как на уважительную причину для нарушения закона. [125] |
Гого (или вагого) народ банту, проживающий в регионе Додома в центральной Танзании.
Wikipedia(Ru)
Мохо - индейский народ группы араваков в Боливии, в районе городов Сан-Игнасио и Тринидад (на юге департамента Бени).
ссылка
Уичоли (исп. huichol) - индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике.
Wikipedia(Ru) |
[118] Rev. J. Roscoe, "Further Notes on the Manners and Customs of the Baganda," Journal of the Anthropological Institute, xxxii. (1902) p. 39. |
|
Касаясь того же западноафриканского региона, один старинный автор сообщает нам, что "этот народ особо ценит супружескую верность. Прелюбодеяние входит в число тягчайших преступлений. По общепринятому мнению, женщины убеждены, что если они окажутся виновными в неверности, величайшие беды обрушатся на них, и отвести их можно только признавшись мужу и получив его прощение за нанесенную обиду". [126] У племени сулка на острове Новая Британия неженатые люди, которые окажутся виновны в блуде, считаются зараженными губительной скверной ("сле"), от которой можно умереть, если не исповедаться в своем проступке и не пройти обряд публичного очищения. Таких людей сторонятся: никто ничего не возьмет из их рук, родители показывают их детям и запрещают подходить близко. Зараза, распространения которой остерегаются, имеет скорее физическую, чем моральную природу, ибо с особой тщательностью убирают с их дороги танцевальные принадлежности, поскольку даже от простого присутствия столь оскверненных особ блекнет краска на инструментах. Мужчины, зараженные этой опасной скверной, могут освободиться от нее, выпив морской воды, смешанной с измельченным какао и имбирем, после чего мужчину бросают в море. Выходя из воды, они снимают и выбрасывают ту мокрую одежду, которая была на них в оскверненном состоянии. Это очищение якобы спасает его жизнь, которая в противном случае будет погублена из-за их порочности. [127] |
|
[126] Proyart, "History of Loango, Kakongo, and other Kingdoms in Africa," in Pinkerton´s Voyages and Trawls, xvi. 569. |
|
Этих примеров должно быть достаточно, чтобы показать, что у многих народов считается, что половая безнравственность, будь то супружеская неверность, блуд или инцест, может повлечь за собой естественно и неминуемо, без вмешательства общества самые серьезные последствия не только для самих преступников, но также и для общины, зачастую угрожая и самому существованию народа, уничтожая источники продовольствия. Едва ли мне нужно напоминать вам, что все эти верования совершенно безосновательны, никаких таких последствий не происходит от этих действий, короче, упомянутые верования являются чистыми суевериями. Однако не подлежит сомнению, что там, где это суеверие существует, оно должно послужить мощным мотивом, удерживающим людей от неверности, блуда и инцеста. Если это так, то думаю, что я доказал свое третье утверждение, а именно, что у определенных народов в определенные эпохи суеверия укрепляли уважение к браку и таким образом способствовали более строгому соблюдению правил половой морали и женатыми, и холостыми. |
|
|
III. Частная собственность | Оглавление | V. Уважение к человеческой жизни |